kot-uchenyj

kot_semen


Кот учёный (библиотечный)


Previous Entry Share Next Entry
Рабочая встреча (окончание). 24 марта. Круглый стол "Чтение современной молодёжи и библиотека"
mmsamokhina wrote in kot_semen
Программу Круглого стола пришлось срочно менять, поскольку заболела Любовь Фридриховна Борусяк, два выступления которой – о чтении классики и о чтении современной литературы – предполагалось сделать «ядром» заседания. Мне пришлось в какой-то мере заменить её, опираясь на презентацию, на информацию, которую она помещала в ФБ, на статью, помещённую в сборнике. Но как-то мы вышли из положения, что можно оценить по видео.
Присутствовало на заседании более 30 человек.
Ирина Борисовна Михнова задала тон, предложив реально оценить место и роль чтения в бюджет времени и вообще в жизнь сегодняшней молодёжи. Учитывает ли библиотека эту реальность, готова ли она принять стремление молодых к самостоятельности, к выработке собственных ценностей? Статья Ирины Борисовны опубликована в сборнике, а ещё раньше этот текст появился в электронной газете РГБМ «Территория L» № 11.
Татьяна Олеговна Пономарёва рассказала о некоторых результатах исследования, проведённого Юношеской библиотекой Республики Коми. Цель исследования – получить целостную картину чтения молодых жителей республики, узнать об их литературных предпочтениях. Получилась довольно знакомая и ожидаемая картина – на первых местах фэнтези, фантастика, приключения, детективы. Чтение классики – преимущественно деловое. Статья Татьяны Олеговны также помещена в сборнике. Исследование интересное и, к сожалению, достаточно редкое как по охвату, так и по тщательности подхода.
А дальше выступать пришлось мне, объединив и результаты двух исследований Любови Фридриховны, и результаты своего исследования «Молодые герои отечественной литературы глазами современного молодого читателя» (книга по результатам этого исследования выпущена РГБМ, а итоги подведены в статье, опубликованной в сборнике). Собственно, результаты эти очень близки, что ещё раз подтверждает реальность ситуации. Различия, очевидно, во многом связаны с тем, что мои респонденты (участники сетевых бесед и дискуссий) – активные читатели, любители чтения, а аудитория Любови Фридриховны – более «средняя». Но так или иначе, свободное чтение классики – удел не многих, и школьное преподавание не мотивирует, а скорее наоборот. Что касается литературы XX века и современной, то «серьёзная» отечественная (в отличие от зарубежной) – фактически не читается, а ценность современной отечественной литературы при этом чаще всего отрицается. Очевидно, эта ситуация должна беспокоить российское культурное сообщество больше, чем ситуация с чтением классики…
Итак, очередная (девятая) Всероссийская рабочая встреча «Социолог и психолог в библиотеке» на этом закончилась. Надеюсь, участники что-то полезное и интересное из неё вынесли. И те, кто читал эти мои посты, тоже получили какую-то информации.
А вот состоится ли следующая Встреча – право, не знаю…

?

Log in

No account? Create an account